Логотип
8 (495) 509-66-07
 (м.Юго-Западная)
8 (495) 762-65-78 ,  8 (499) 340-57-86
 (м.Кантемировская)

Мусульманские памятники, надгробия

- +


Мусульмане: отношение к надгробным памятникам

Слово «мусульманин» (муслим) переводится как «тот, кто подчиняется», потому повиновение во всех сферах жизни выглядит естественным: подчинение в общественной и религиозной жизни. Может, именно поэтому религия мусульман внешне выглядит суровой и жесткой. Мухаммеду принадлежат следующие слова: «Часто поминайте конец всех удовольствий – смерть». Как же выглядит у мусульман то место, где чаще всего вспоминаешь о смерти, как мусульмане чтят усопших и как увековечивают память о них?

Если зайти на мусульманское кладбище, то бросается в глаза то, что все памятники и могилы фасадами направлены в сторону Мекки. Одним из существенных отличий мусульманских памятников от православных является отсутствие портретов на памятниках, что запрещается религией. Общую атмосферу мусульманского кладбища создают каменные плиты, просто и скромно оформленные. Все похоронные традиции и обряды мусульман уходят корнями в глубокую историю кочевых народов.

Человек встречал смерть, как правило, неожиданно: она могла застать его дома, на работе, в пути. Представитель арабских кочевых племен большую часть жизни проводил в дороге, потому умерших часто хоронили именно у дороги. Кочевая жизнь, а также южные температуры определили необходимость быстрого захоронения умершего. Требование о быстром захоронении умерших актуально и в наше время. С тех дней сохранились и представления о могиле: небольшой холмик (высотой в 4 пальца), а сверху несколько камней (защита от диких животных). В некоторых местах считалось, что когда холмик сравняется с землей, душа, наконец, прибудет к Аллаху. Были и определенные условия к положению усопшего: голова должна быть повернута на север, положение тела — на правом боку, лицом направо, в сторону Мекки. Кроме этого любым образом избегать чрезмерного давления земли на тело, так как после Суда на небесах в тело возвращается душа усопшего. Для того чтобы тело осталось невредимым, его кладут в нишу, накрывают плитой из камня или закладывают кирпичом. Мусульмане не используют для захоронения традиционные у православных гробы.

Изначально на мусульманских кладбищах не было каменных плит, они появились позже, с началом ведения оседлого образа жизни. Шариат без особого расположения относится и к надмогильным постройкам, считает их лишней расточительностью. К тому же богатые склепы и мавзолеи демонстрируют бедным мусульманам их ничтожество, могут породить жадность. Памятники на могиле не должны быть похожи на мечеть. «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены», — именно эти слова рекомендует Шариат написать в качестве эпитафии на надгробном камне.

Но аристократические традиции, тем не менее, проникли и в мусульманское общество, в связи с чем, на кладбищах появились сооружения так называемого «высокого стиля»: тюрбе, мавзолей, гробница-усыпальница. Эти формы отличаются величием, монументальностью, украшаются пышной резьбой, мозаикой. В течение времени формы памятников совершенствуются, появляются камни в форме трапеций, прямоугольных стел, памятники с завершениями в виде арки, с усеченной верхней частью. Материал для изготовления памятников мусульмане черпали, как правило, из имеющихся природных ресурсов: местный светлый известняк и мрамор, как было у крымских татар.

В общей выразительности данных сооружений важное место занимало слово поэзии, зафиксированное в форме эпитафий. Считается, что сочиняли их те же мастера, которые создавали сами памятники. Упомянутые эпитафии чаще всего были скупыми, строгими, повторялись, часто ограничивались Кораном, общей информацией об умершем, датой его смерти.

Конечно, уровень поэтического мастерства эпитафии, используемой на месте захоронения, и пышность резных декораций, а также размеры памятника варьировались в зависимости от положения (социального, материального) усопшего, от желания заказчика, от мастерства и от личностных характеристик резчика.

Мусульманские памятники не могут выделяться формой и цветом, запрещено использование фотографий на памятниках. В качестве эпитафий приветствуются выдержки из Корана. Общая картина мусульманского кладбища отличается от православного, причина этих различий лежит, прежде всего, в отношении религии к человеку, к существующим в религии запретам